Трансдисциплинарная стратегия образования : концепция иноязычного образования Е.И. Пассова в контексте антропологии.
Региональный опыт
«Лингва» с 1992 года ХМАО-Югра
# методологические стратегии
# трансдисциплинарная и технологическая стратегии образования
# полипарадигмальность
# доминанта направленности деятельности
# стратегичность мышления участников процесса образования
# дополнительное образование детей и взрослых
# гуманитарный потенциал педагога
гуманитарный капитал студента
живое слово
Стратегия нами рассматривается как намерение, формирующее доминанту направленности и характер усилий по развитию системы научных изысканий взрослых и детей в деятельности во времени, пространстве, этно-географии и т.п.
Стратегичность мышления всех участников рассматривается как
способность отражать ситуацию в ее целостности и перспективах развития. Стратегичность мышления начинается с развития гуманитарного потенциала педагога и имеет нацеленность на рост гуманитарного капитала россиян.
«Полипарадигмальность — множественность и вариативность методологических инструментов решения конкретной научно-педагогической проблемы (идеалов, стратегий, подходов, методов)»(Северин С.Н.)
Некоммерческая организация ЧУ ДПО ЦГО «Центр гуманитарного образования Лингва» была создана в 1998 году для того, чтобы помогать людям и компаниям решать сложные задачи через применение научных методов и инновационных подходов, которые были изобретены в мировой практике. Главной задачей был перенос теории в практику. Главный тезис в течение 20 лет: «Практика строится на основе теории и технологии».
Методологическую стратегию школ НОО «Взлёт журавлей» мы рассматриваем как систему приоритетных методологических установок нашего ученого совета и нашего «парадигмального сообщества» всех сотрудников. Количество компаний, входящих в НОО «Взлет журавлей» в 6 городах РФ, - Сургуте, Х-Мансийске, Москве, С-Петербурге, Липецке, Ростове- на -Дону, в Великобритании. Имеем договоры сотрудничества с МИФИ, МГИМО,
Технологические основы менеджмента были мною разработаны и научно защищены МВА в РАНХИГС 1999 году, в Курском педагогическом университете в 2000 , в Московском городском педагогическом университете в 2011 году на методологии научной школы Пассова Е.И. И практически эти разработки внедрялись в 10 школах в ХМАО-Югре на доминантных методологических основаниях и с использованием различных инструментов решения научной проблемы - то есть подходах использования теории. Повторю: вся практическая деятельность опиралась на методологические основания авторской концепции иноязычного образования (авторский термин Пассова ЕИ). Защищено 8 кандидатских и 1 докторская диссертации.
Кто ещё занимается подобной проблемой в России?
Программа «Культура и технологии» реализуется в ряде российских университетов, таких как МГУ, СПбГУ и другие. Она направлена на изучение взаимодействия между культурой и современными технологиями, а также на разработку новых методов использования технологий в образовательной и научной деятельности.
Эти проекты и программы демонстрируют стремление к интеграции антропологических знаний с практическими задачами науки и образования, что делает их схожими по духу с инициативами за рубежом вроде PAST. Трое наших педагогов ездили за рубеж для ознакомления с этими программами в реальных школах, общались с учеными на данную тему.
В результате мы пришли к выводу, что российские разработки имеют более глубокое методологическое обеспечение достижения целей!
Российская методическая наука обеспечивает не только «что» делаем, но и «как». Методика иноязычного образования Пассова ЕИ обеспечивают ясными ответами на вопрос «как». .
Вернемся на наш региональный уровень в школы Лингва Сургута и Х-Мансийска. Авторами образовательных программ и программ и учебно-методические комплексы с 2019 года являются члены Ученого Совета «Центра гуманитарного образования Лингва», г. Липецк, г. Сургут, г. С-Петербург. В них доминирует образовательная ценность в познании мира, в учебный материал вплетается мир взаимоотношений, все это переносится в ситуации общения и тем самым порождает смыслы! По мнению моего учителя, в антимотивационных условиях не только не продуктивно, но и безнравственно.
Но так было не всегда. У каждого из нас есть отрицательный опыт изучения иностранных языков. Знакомство с человекоцентрическим подходом Е.И.Пассова в 1998 году все расставило у меня лично «по своим местам». Это стало моей научной проблемой и целью научно-методологического исследования.
Ефим Израилевич Пассов предложил концепцию такого подхода к овладению иностранными языками, которая была разработана в 1980-х годах и получила широкое признание в России. Основные идеи этого подхода включают следующие положения:
1. Целостное развитие личности: Обучение иностранному языку рассматривается не просто как приобретение коммуникативных навыков, но и как процесс личностного роста. Учащиеся должны развивать свои интеллектуальные способности, эмоциональную отзывчивость и социальную компетентность.
2. Коммуникативная направленность: Язык преподносится как средство общения, а не как набор грамматических правил и лексических единиц. Ученикам предоставляется возможность практиковаться в реальных ситуациях общения, что способствует развитию их коммуникативной компетенции.
3. Культурное обогащение: Изучение иностранного языка неразрывно связано с познанием другой культуры. Учащимся предлагается знакомиться с историей, традициями, обычаями и ценностями страны изучаемого языка, что расширяет их кругозор и развивает толерантность.
4. Индивидуальный подход: Каждый ученик уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности, интересы и потребности при планировании учебного процесса. Преподаватель должен стремиться создать благоприятные условия для каждого ученика, учитывая его уровень подготовки и мотивацию.
5. Активное участие учащихся: Обучение должно быть интерактивным и активным. Учащиеся вовлекаются в учебный процесс через обсуждение, ролевые игры, проекты и другие формы совместной деятельности, что стимулирует их интерес и мотивирует к дальнейшему изучению языка.
Антропологическая парадигма образования вслед за человекоцентрическим подходом подчеркивает идею: наша цель в образовательном процессе не язык, а сам человек - его индивидные свойства – природные задатки и способности, его субъектные качества – личный опыт и привычки, его личностные характеристики и мотивы. То есть антропологическая парадигма подчеркивает идею целостного и комплексного подхода к человеку. Поэтому мы направленно работаем с понятием потенциала человека - с его способностями, опытом, желаниями. Это системный, природосообразный, индивидуализированный подход. И самое важное: педагог в иноязычном образовании отвечает за формирование субъекта нашей российской культуры и собственной жизни. Это есть цель иноязычного образования.
Иноязычное образование – это теория и технология, которая имеет описанные подробно пути, способы, приемы, которые мобилизуют реальные и резервные возможности студентов.
Иноязычное образование несравнимо ни с какой другой методикой, потому что оно научно создает благоприятные условия для мотивации улучшать ситуацию по разобщенность людей, желать научиться слушать и понимать собеседника, не очаровываться чужим, любить семью, помогать нуждающимся и другое.
Все «вызовы времени» были представлены на Стратегической сессии по обсуждению «Стратегии развития образования до 2036 года». Концепция иноязычного образования Е.И. Пассова решает значительную часть этих острых проблем-вызовов нашего времени.
Осталось ответить на два вопроса :
1. При чем тут иностранные языки?
2. Почему я сегодня говорю об антропологии на Молодежной студенческой конференции?
Во-первых, повторюсь, что мотивация овладеть языками мира гораздо шире, чем язык выживания – спросить дорогу или общаться в отеле. Для реального общения с представителями других культур, а значит, и языков, требуется личностное отношение, наличие своего собственного смысла, к примеру проблема отцов и детей, проблема умения отличить недостоверность или манипулятивность информации и многое другое…Эти предметы обсуждения и позволяют педагогам вызвать интерес прочитать текст, запомнить чужую точку зрения, найти опровержения, сформулировать свой взгляд на ситуацию. И всё это на иностранном языке. Так запоминаются слова и грамматика.
Таким образом, идеи антропоцентризма в наибольшей степени соответствуют природе человека, его естественным свойствам. Этот процесс обеспечивает здоровьесбережение, избавляет от бессмысленности, вдохновляет вглядываться в будущее.
И теперь об этой конференции, где мы находимся. Это не «образцово-показательные выступления», это ежегодное образовательное событие, на котором представители Ученого совета научно-образовательного объединения вместе с вами будут оценивать стратегичность мышления участников, полипарадигмальность их исследований. «Полипарадигмальность» - это исследование объекта, процесса или явления с разных точек зрения, его описание из разных источников, отражение разного видения исследуемого объекта или процесса. И, конечно, презентация всего этого публично на иностранном языке.
И, возможно, это развитие предпринимательского видения этого предмет или явления. В процессе этой научно- практической деятельности присутствует развитие целеполагания, конкурентоспособных качеств, умение убеждать и выигрывать, учиться проигрывать , быть настойчивым и продолжать бороться за победу.
Так развивается гуманитарный потенциал педагогов, которые готовили студента
Так развивается гуманитарный капитал студента.
Так Лингва преумножает мягкую силу России ее предпринимательский резерв!
Мы учимся говорить «живое слово» на родном и иностранных языках!
Только оно вдохновляет людей жить и созидать!